Часто приходится сталкиваться с тем, что клиенты путают понятия "SEO" и "контекстная реклама", не понимая разницу между ними. В этой статье дадим два ответа на этот вопрос - короткий и подробный.
Короткий ответ c простым примером
Когда вы вводите в поиске Google или Яндекс поисковый запрос, получаете список результатов. Часть из них имеют пометку "реклама", а часть такой пометки не имеют (бесплатные результаты поиска).
- Платные результаты поиска (с пометкой) - это контекстная реклама.
- Бесплатные (без пометки) - результаты, которые зависят напрямую от SEO.
Для наглядности, приведем скриншот из Google:

Исчерпывающий подробный ответ, чем один рекламный канал отличается от другого.
Начнем с понятий.
Контекстная реклама - это показ вашего рекламного блока в результатах поиска Google или Yandex по определенному запросу пользователя с оплатой за клик. Такие результаты поиска имеют небольшую пометку "реклама" чаще всего отображаются над бесплатными результатами и реже - внизу или сбоку. Стоимость клика по такому объявлению формируется на аукционной основе.
* стоит отметить, что в этой статье мы говорим только о поисковой контекстной рекламе и не затрагиваем контекстно-медийную сеть (Google КМС) и рекламную сеть Яндекса (РСЯ).

SEO - расшифровывается как "search engine optimization" (на русский можно перевести как "поисковая оптимизация сайта"). Это комплекс работ над сайтом, направленный на то, чтобы он находился как можно выше в результатах поисках по необходимым запросам. Поисковая система не взимает плату за нахождение сайтов в результатах выдачи. Все затраты на SEO - это оплата работы агентства (бюджет на анализ, проработку стратегии, доработки по сайту - как технические так и по контенту) и бюджет на внешнюю оптимизацию (размещение упоминаний продвигаемого сайта на сторонних площадках).
Поисковой оптимизацией занимаются квалифицированные seo-специалисты, которых иногда называют "сеошниками".
СЕО включает в себя:
- Анализ конкурентов и проработку правильной стратегии продвижения
- Внутреннюю оптимизацию
- Внешнюю оптимизацию
- Аналитику
Таблица: разница СЕО и контекста. В чем глобальные отличия?
Контекстная реклама | SEO (поисковая оптимизация) | |
---|---|---|
От чего зависит эффективность рекламной кампании | 1. От качества настроек. Чем опытнее специалисты, которые работают над вашим проектом, и чем более внимательно они отнесутся к нему - тем лучше будет результат рекламной кампании. 2. От уникального торгового предложения. Если ваш товар дешевле или лучше, чем у конкурента, то и конверсия в продажу будет хорошей. 3. От качества посадочной страницы. Очень важно, куда пользователь попадает после клика. Если это будет качественный landing page, рассказывающий о том, почему нужно выбрать именно этот товар или услугу, то конверсия будет выше. Важно и отсутствие таких технических проблем, как долгая загрузка страницы, битые ссылки и т.д. |
1. От квалификации специалистов, которые будут заниматься продвижением. Очень важно на начальном этапе выбрать правильную стратегию, так как от этого зависит результат будущих 6-12 месяцев работы. 2. От качества сайта. Очень важно, чтобы на сайте отсутствовали явные технические проблемы. А еще более важно наличие качественного контента. 3. Релевантность страниц сайта поисковым запросам. Задача поисковой машины - определить лучшие сайты из миллионов. Ваш сайт должен отвечать на тот запрос, который задает пользователь, иначе результата не будет, либо он будет очень краткосрочным. |
Управление и коррекция | Изменения можно вносить довольно быстро и результат будет виден сразу. Например, если нужно заменить посадочную страницу по группе запросов, то изменив URL в настройках рекламной кампании, результат будет моментальным. | Эффект от внесенных изменений виден только через определенный период времени, так как поисковой системе нужно время, чтобы переобойти все сайты и заметить эти изменения. |
Влияет ли контекстная реклама на seo и наоборот? | Мнения расходятся. Возможно, имеет непрямое влияние. | Не влияет на результативность в контекстной рекламе. |
Имеет ли смысл запускать на короткий период? | Можно запускать на короткий период, чтобы оценить "нишу", проверить отдачу. Но для товаров длительного выбора (авто, недвижимость) период тестирования не рекомендуется делать менее 1 квартала. Если эффективность рекламного канала заметна - лучше не делать длительные перерывы между рекламными активностями (в случае с товарами длительного выбора), так как можно разорвать связь между клиентом и вашим продуктом. | Нет смысла запускать на короткий период. Серьезные работы по сео-оптимизации лучше начинать только в том случае, если планируете пользоваться сайтом не менее одного года. К примеру, для сайта единоразового мероприятия лучше ограничиться минимальной оптимизацией, чтобы сайт можно было найти по названию события. Остаток бюджета лучше направить на рекламные каналы с мгновенным результатом. |
Заключение:
SEO и контекстная реклама - это разные инструменты интернет-маркетинга, которые имеют принципиальные отличия. Если вам нужен максимальный результат, то лучше использовать оба рекламных канала, так вы сможете сделать больший охват и быть заметнее своим потенциальным клиентам. Но если у вас краткосрочный проект и небольшой бюджет - лучше ограничиться только контекстом.